English. Урок 2. Имя существительное. Притяжательный падеж.

Существительное в притяжательном падеже служит определением к другому существительному и отвечает на вопрос whose? чей? обозначая принадлежность предмета. В форме притяжательного падежа употребляют­ся существительные одушевленные. Существительные неодушевленные, за некоторыми исключениями, о которых сказано ниже, в притяжательном падеже не употребляются.

1. Притяжательный падеж существительных в единственном числе образуется путем прибавления к существительному окончания -‘s (т.е. знака апострофа и буквы s).


the girl’s hat 

шляпа девушки

Jack’s friend

друг Джека

2. Притяжательный падеж существительных во множественном числе обозначается одним только знаком апострофа: the boys’  books книги мальчиков; the workers’ tools инструменты рабочих. Если существительное во множественном числе не имеет окончания -s, то притяжательный падеж образуется, как и в единственном числе, путем прибавления окончания -‘s:  the children’s toys игрушки детей; the work­men’s tools инструменты рабочих.

3. Притяжательный падеж сложных существительных образуется путем прибавления окончания -‘s к последнему слову, входящему в состав существительного:


the commander-in-chief’s order

приказ главнокомандующего

my brother-in-law’s library

библиотека моего зятя

4. Когда два лица или более являются обладателями одного и того же предмета, окончание притяжательного падежа прибавляется к последнему существительному:

Peter and Helen’s flat is large.            Квартира Петра и Елены большая.

Существительное в притяжательном падеже стоит перед су­ществительным, определением которого оно является. Оно соответствует в русском языке существительному в родительном падеже или притя­жательному прилагательному:


the student’s dictionary

словарь студента

the children’s mother

мать детей

Kate’s friends

Катины друзья

Когда существительное, определяемое существительным в притяжатель­ном падеже, имеет при себе другие определения, то существительное в притяжательном падеже стоит перед ними:

the student’s new dictionary              новый словарь студента

Kate’s best friends                             лучшие Катины друзья

Существительное, определяемое существительным в притяжатель­ном падеже, употребляется без артикля. В приведенных выше примерах the student’s dictionary и the children’s mother артикль относится к существительному в притяжа­тельном падеже, а не к существительному, стоящему после него. В примере Kate’s friends артикль отсутствует, так как Kate является существительным собственным, перед которым артикль не употребляется.

Наряду с существительным в притяжательном падеже для выра­жения принадлежности употребляется существительное с предлогом of, также соответствующее в русском языке родительному падежу:

my friend’s father = the father of my friend  — отец моего друга

the teacher’s question = the question of the teacher  — вопрос преподавателя

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как образуется притяжательный падеж имен существительных в единственном числе?
  2. Как образуется притяжательный падеж имен существительных во множественном числе?
  3. Как образуется притяжательный падеж имен существительных, если один предмет принадлежит двум лицам?

Практическое занятие

Притяжательный падеж

I. Write the correct form of the possessives into the gaps (apostrophe ‘s).

  1. This is ____ book. (Peter)
  2. Let’s go to the  ____ . (Smiths)
  3. The ____ room is upstairs. (children)
  4.   ____ sister is twelve years old. (John)
  5.   ____ and  school is old. (Susan – Steve)
  6.   ____ shoes are on the second floor. (men)
  7. My  ____  car was not expensive. (parents)
  8.   ____ CD player is new. (Charles)
  9. This is the  ____  bike. (boy)
  10. These are the  ____  pencils. (boys)

II. Write the correct form of the possessives into the gaps.

  1. Sarah is   ____ aunt. (Emily)
  2. These are our   ____ cats. (friends)
  3. Let’s meet at   ____ for lunch. (Giovanni)
  4. Where is the   ____ shower? (ladies)
  5. This is our   ____ car. (boss)
  6. My   ____ dad is my uncle. (cousin)
  7. Did you read   ____ newspaper? (yesterday)
  8.   ____ and  ____ bags are black. (Jack – Joe)
  9. Our grandparents live in an old ____ home. (people)
  10. That sandwich would not be to ____ taste. (everyone)

III. Paraphrase the following phrases and sentences using the possessive case.

1. The ball of the dog. 2. The skateboard of that man. 3. The songs of the children. 4. The umbrella of my grandmother. 5. The room of my friend. 6. The questions of my son. 7. The wife of my broth­er. 8. The table of our teacher. 9. The poems of Pushkin. 10. The voice of this girl. 11. The new club of the workers. 12. The letter of Pete. 13. The car of my parents. 14. The life of this woman. 15. The handbags of these women. 16. The flat of my sister is large. 17. The children of my brother are at home. 18. The room of the boys is large. 19. The name of this girl is Jane. 20. The work of these students is interesting. 21. The computer of my son is modern. 22. He was a friend of my cousins.

IV. Complete the sentences. Use -‘s or -s’.

1. David and Sue are husband and wife. David is Sue    husband.

2. This car belongs to Ann. It’s Ann    car.

3. The king lives in a very beautiful palace. The king    palace is very beautiful.

4. I was at Elena at her house last night. I was at Elena    house last night.

5. All the students have put their books on the table. All students    books are on the table.

6. My sister was born on 28th June. The 28th June is my sister    birthday.

7. Mrs Penn makes delicious cakes. Mrs Penn    cakes are delicious.

8. My grandparents have a house next door to us. My grandparents    house is next door to ours.

9. Mr and Mrs Smith have a daughter, Mary. Mr and Mrs Smith are Mary    parents.

V. Translate the sentences using the possessive case.

1. Глаза у кошки зеленые. 2. Игрушки детей в большом ящике. 3. День рождения моего отца в мае. 4. И что за совпадение! Это любимый торт и моей мамы. 5. Я люблю книги моего мужа. 6. Как зовут того молодого человека? 7. Он пока­зал мне письмо своей сестры. 8. Она взяла коньки своего брата. 9. Дайте мне тетради ваших учени­ков. 10. Принесите вещи детей. 11. Вчера дети нашли птичье гнездо. 12. Это семья моего друга. Отец моего друга — инженер. Мать моего друга — преподаватель. 13. Чья это сумка? — Это сумка Тома. 14. Чьи это словари? — Это словари студен­тов. 15. Вы видели книгу нашего учителя? 16. Мне нравится почерк этого мальчика. 17. Я слышу го­лос моей сестры. 18. Она открыла окно и услыша­ла смех и крики детей. 19. Она поставила мокрые сапоги мальчиков к печке. 20. Это бабушкино кресло.